Власти размахались "шашками"- таксомоторные услуги в Латвии ждёт настоящая революция

Власти размахались "шашками"- таксомоторные услуги в Латвии ждёт настоящая революция
22 Сентября 2017

Власти размахались "шашками"- таксомоторные услуги в Латвии ждёт настоящая революция

По состоянию на начало сентября в Риге было 604 таксомоторные фирмы, в распоряжении которых находилось 2182 автомобиля-такси. Но ситуация скоро может измениться.

«Приятные» новости

Сейм рассматривает поправки к закону «Об автоперевозках». Изменения помимо понятия «таксомоторные перевозки» вводят понятие «коммерческие перевозки легковыми автомобилями». Тем самым открывая зеленый свет различным телефонным и компьютерным аппликациям (читай: Таксифай, Убер). Чем это все закончится, кажется, даже ответственные чиновники, готовившие поправки, еще не осознали.

Согласно закону перевозчик — это коммерсант, который по заказу или договору с отправителем, пассажиром или на другом правовом основании берет на себя обязанности по перевозке.

Теперь, во–первых, для такси отменяется потолок тарифа, который сейчас устанавливают местные самоуправления. В Риге проезд в такси согласно правилам думы не может стоить дороже, чем: посадка — 2,13 евро, километр — 0,71 евро, минута — 0,14 евро. После введения сеймом новой нормы таксист сможет заломить совершенно любую цену, которую, правда, должен будет наклеить снаружи на дверях машины. Это первая «приятная» новость.

Вторая: таксомоторные перевозки впредь лишь «услуга, при которой пассажир, договорившись с перевозчиком о поездке, доставляется в нужное место и рассчитывается лишь после поездки с учетом показаний счетчика». Кроме того, лицензирование такси сейм собирается отнять у большинства самоуправлений. В городах республиканского подчинения (Валмиера, Вентспилс, Даугавпилс, Елгава, Крустпилс, Лиепая, Резекне, Рига, Юрмала) лицензирование останется за выборным органом — местной властью. А в остальных 110 самоуправлениях лицензирования не останется. Там им станет заниматься «Планировочный регион», коих в стране пять.

Но это обособленное юридическое лицо, которое никакого отношения к прямой воле избирателя не имеет. То есть провинцию лишают права устанавливать правила лицензирования такси на своих территориях.

Два вида извоза

Кроме того, сейм намерен ввести норму «пассажирские коммерческие перевозки легковыми автомобилями». Их осуществлять можно будет лишь используя услуги электронной связи, в том числе в интернете с помощью мобильных приложений.

С одной стороны, не все так страшно, так как новоявленные нетаксисты должны будут встать на учет в Автотранспортной дирекции (АТД) и все же получить лицензию на свою деятельность. А затем предоставлять отчеты в СГД. Чтобы эту лицензию в АТД получить, нетаксисты должны будут иметь стаж прав не менее трех лет и будут внесены в регистр… таксистов.

Вам не кажется, что уже изначально в законе появляются неувязки? Если «регистр таксистов», то указанные люди — именно «таксисты», а не добрые самаритяне по извозу страждущих.

В конечном итоге получается, что коммерческий извоз поделится на два сегмента. Обычные водители такси, которые по закону должны иметь трудовой договор, платить налоги, иметь право на больничные листы, ежегодный отпуск и пенсию.

И нетаксисты, которым никто ничего не должен. И они тоже, получается, никому ничего не должны. Закон «О труде» на них распространяться не будет. И никакие трудовые споры с работодателем не станут возможны. По меньшей мере, в рамках сегодняшних норм.

Экономия на налогах

Теперь посмотрим на проблему с точки зрения работодателей. Зачем держать людей на договоре, платить за них налоги и отпускные, если всех можно перевести на вольные хлеба, снабдив средством электронной связи. Поймать же такси на улице станет невозможным, его можно будет только «телефонировать».

Пассажиры такси непонятно почему уверены, что с приходом нетаксистов на рынок цены на подобного рода услуги упадут и станут чуть ли не дешевле трамвайного билета. Понятно, что создатели мобильных приложений потратились на рекламу в виде «мнений» в социальных сетях. Если подумать логично, то цены на топливо, дорожный налог для нетаксистов останутся. Если это все же вид трудовой деятельности, то доходы от нее должны оказаться не меньше, чем и сейчас требуется человеку, чтобы нормально жить. Получается, экономия может быть только на налогах.

На данный момент таксомоторные фирмы страны платят в бюджет порядка 1,5 млн. евро налогов. Для бюджета страны это вообще не деньги. Но не забываем, что перевозчик это, как было сказано выше, — коммерсант. А коммерсанты пока еще регистрируются в Коммерческом регистре. В итоге бюджет недополучит лишь НДС. Но фискальные органы сами должны будут проверить уже не 604 таксомоторных фирмы, как сейчас, а 2182 коммерсанта. Или больше — в зависимости от того, сколько автовладельцев подпишутся на мобильные приложения без гарантий даже минимальной зарплаты. И тут по ним может стукнуть другой готовящийся закон, что без уплаты налогов нет медицинской помощи.

Кстати, АТД лицензии нетаксистам будет выдавать не безвозмездно, а за деньги. Так что они вряд ли что–то выиграют.

Жаловаться будет некому

Определенно — все таксомоторные фирмы не исчезнут. Стоянки у гостиниц, аэропорта, вокзала и сейчас не пустуют. А там обладатели «электронных устройств» никого поджидать не смогут, если попутно с аппликацией не будут иметь совершенно официальных шашечек на борту. И здесь они смогут оторваться по полной, установив любую приятную своему глазу цену за проезд и наклеив ее на двери машины.

Раньше извозчики на подошве сапог мелом писали цифру, меньше которой их можно было даже и не беспокоить на стоянке. Похоже, минувшие времена возвращаются.

Но тут попутно придется упереться в другую неприятность: если в такси находится еще кто–нибудь помимо водителя, то счетчик должен быть включен. Так что совмещать «приятное с полезным» окажется делом отнюдь не легким.

Кстати, бюджеты самоуправлений от подобного испарения такси не пострадают. Сейчас в Риге лицензия на таксомоторную деятельность обходится фирме в 1,42 евро на три года. И еще от 8 до 10 евро в месяц за лицензионную карточку на каждую машину.

Конечно, хозяин (читай: сейм) — барин, массовых демонстраций таксистов ожидать сложно. Потребители изначально возрадуются. Как пел Высоцкий: «Было дело, и цены снижали». Таксисты — точнее, нетаксисты — поначалу взвоют, так как, чтобы завоевать рынок, расценки на услуги «приложений» должны оказаться демпинговыми. Но потом, вслед за резким сокращением лицензированных такси, тарифы определенно поднимутся. А вот с этого места пассажиры нетакси жаловаться на подобный извоз смогут разве что папе римскому…

Чтобы поправки смогли вступить в силу, Кабинет министров должен издать к закону ворох подзаконных нормативных актов. И как все окажется в конечном итоге для нетаксистов — предсказать сложно.

Пока лишь одно понятно: если изменения к закону вступят в силу, то всем привычного «зеленоглазого такси» в Латвии больше не будет.

Источник



Новости такси Сибири

Новости такси

  Читать все новости 
Рейтинг@Mail.ru